Ксения - арт-директор Papa Vector, работает в продакшн-студии уже более 2 лет. С 11 лет начала изучать растровую графику, но на этом не остановилась…. Компьютерная графика - ее страсть. Свою карьеру в мире дизайна начинала с создания логотипов, баннеров и флаеров. У нее накоплен приличный опыт с сфере дизайна и есть чем с вами поделиться. В интервью Ксения рассказывает о своем бэкграунде, достижениях, профессиональном пути и конечно же делится своими лайфхаками и советами для новичков.
До Papa Vector я работала граф дизайнером в небольшой компании, занималась в основном созданием логотипов, баннеров, флаеров и т.д., в целом довольно “стандартным набором” для начинающего дизайнера. В дизайн тоже пришла не сразу, долго противилась и отпиралась, несмотря на то, что главным моим хобби долгое время была именно компьютерная графика, решение быть дизайнером стало скорее вынужденным, чем желанным. Причина довольно прозаична, компьютерная графика пришла на смену бумаге и краскам, меня интересовала растровая графика, я хотела быть художником-иллюстратором, а не делать логотипы, подбирать шрифты и вносить бесконечные правки. Но не всегда все идет по плану. Хотя сейчас я уверена, что именно это “не по плану” привело меня туда, где я действительно чувствую себя на своем месте:)
Могу сказать, что путь не вызывал у меня энтузиазма. Представьте, что вы всю жизнь терпеть не могли морепродукты и каждый раз кривились от одного их вида, а потом, случайно попробовав в составе блюда, начали сокрушаться, что так долго лишали себя такого удовольствия. Так и случилось со мной. Векторная графика ассоциировалась у меня с игрой в песочнице - что там может быть интересного? Круги, квадраты, два шрифта. Вот растровая графика - это да, это гораздо серьезнее. Но чем больше я работала с вектором, тем все больше осознавала что это целый новый мир, со своими законами, правилами, и это невероятно затягивало, ровно настолько, что photoshop и painter перестали маячить на экране, и остался только illustrator. Огромное количество направлений, у каждого свои особенности, каждый интересно изучать, всегда всплывет что-то новенькое. И вот ты со скучающим видом перелистываешь растр, и с восторгом рассматриваешь свеженькие векторные работы, думая как это было сделано и как можно использовать эти техники в работах.
У меня нет специализированного образования, интерес разросся из рисования. Я закончила художественную школу, интерес привел к компьютерной графике и в 11 лет я впервые открыла photoshop, а потом понеслась по смежным программам, в том числе illustrator и corel. Умудрилась прочитать руководство по illustrator от корки до корки, постоянно в нем что-то пробовала, так общий срок пользования превратился в 10 лет. Во время работы дизайнером, до Papa Vector, решила окончить курсы граф. дизайнера, разочароваться и уйти после с сертификатом об успешном окончании, так и не узнав ничего для себя нового. Лучшим обучением для меня стала регулярная практика и постоянный поиск новых знаний, обучающие видео, статьи, туториалы, лайфхаки, все что случайно или специально попадалось под руку и тут же применялось на практике. Это не обязательно долгие видео-курсы, даже 30-секундный ролик в инстаграме или карусель с советами - новое знание, главное не просто смотреть и стараться запомнить, а применять и искать новые решения. Я натыкалась на интересные работы, старалась понять каким образом они сделаны - от техник до сочетаний цветов, и пробовала, пробовала и еще раз пробовала.
В моем случае так я обучаюсь всему, что же касается работы арт-директора, то тут тот же принцип, с поправкой на то, что у меня опытные коллеги, готовые помочь, с которыми мы вместе можем учиться чему то новому, делиться материалами для изучения, обсуждать идеи, рассказывать о новом опыте и передавать его друг другу. Здорово, когда у тебя есть единомышленники, с которыми вы можете постоянно с энтузиазмом учиться чему-то новому.
Основной сложностью был поиск работы, с перспективой роста и получения новых знаний, многие вакансии однотипны и подразумевали вечное рабство в царстве логотипов и визиток, это не казалось мне чем то увлекательным и стоящим. Со знанием п.о. у меня проблем не было, была проблема опыта реальной работы, помимо “стандартного набора”. И все же выручило владение п.о. по большей части.
Я пришла на должность размножателя, когда Papa Vector были совсем небольшими, в силу характера мне хотелось тихонько сидеть в уголке и сдавать задачи, ограничиваясь общением по правкам и утверждением работ. Так от размножателя к иллюстратору, а потом грянул гром в виде первого стажера под моей же редактурой. Меня предупредили заранее и, кажется, я неделю плохо спала, смешно сказать, но это воспринималось мной как очередная задача, я даже не подумала о том, что у меня была возможность отказаться и продолжить тихонько себе отрисовывать работы. Потом был второй, третий, и понеслась… Никогда не видела себя в роли редактора или арт-директора, потому что эта должность означала общаться с большим кол-вом людей, а это кардинально отличалось от моей цели тихонько рисовать. Но где-то я упустила тот момент, когда с восторгом смотрела, как под моим руководством крепнут навыки иллюстраторов и размножателей, у меня появляются свои редакторы, я с головой ныряю в обучение, налаживание процессов, и вот я уже арт-директор, который активно жестикулируя, втолковывает что-то на скайп созвонах и строчит сотое сообщение за день. Не скажу, что было легко, есть множество трудностей и непредсказуемых ситуаций, но создать свою команду и работать в компании единомышленников однозначно того стоит. О сроках, в общей сложности я стала арт-директором чуть больше, чем через 1,5 года работы, по всей видимости долго тихонько порисовать не получилось, и это было лучшим моим решением. Забавный факт, я даже в жизни стала гораздо более общительной и открытой.
Быть полезным. В отношении руководства, в отношении своей команды, других отделов. Брать ответственность на себя, учиться на собственных ошибках и передавать свой опыт другим, не душить идеи и порывы своей команды - как своих редакторов, так и иллюстраторов/размножателей. Быть человеком, который действительно полезен во всех отношениях, придет на помощь, научит, объяснит, посоветует, даст материал. И быть человеком, который умеет все, а если не умеет, то бежит учиться и помогает узнать другим. Работа научила меня отличному качеству - я забыла как говорить “не знаю”.
Я скажу, что это один и тот же день. Мое назначение арт-директором. Внезапное осознание того, к чему я пришла, чему научилась и насколько изменились мои взгляды на свою работу. Вместе с тем и осознание ответственности за свои действия, которая теперь касается не только меня. Страх не оправдать доверие, подвести, даже коленки тряслись, и в то же время безумное желание стать лучше, оправдать все доверие и продолжать расти.
Препятствия. Назову это так:) Препятствия становятся задачами, решая которые, приходишь в абсолютный восторг. У меня нет монотонной работы, всегда есть где развернуться, сделать лучше, больше, узнать много нового, поломать голову над очередной задачкой, принять решение, увидеть результат и идти дальше. Это постоянный рост, с каждым месяцем можешь наблюдать его у себя и наблюдать у своих сотрудников.
И, наконец, это люди, с которыми я работаю, менеджеры, мой отдел. Они вдохновляют меня продолжать расти.
Это совсем не то же самое, что работа рядового дизайнера. Это отдельный мир, функционирующий по своим правилам, со своими особенностями. В начале может показаться, что эта работа скучна и однообразна, но заверяю, что это совсем не так. Работа со стоками в силах перевернуть ваш взгляд на дизайн и подход к нему. Стоки - это не об искусстве (привет мне из прошлого), это о знании реальной потребности своего клиента, умение предугадать его потребности, сделать продукт максимально удобным. Для сотрудников же - возможность как раз научиться все эти аспекты видеть и суметь воплотить в жизнь, мыслить не о “красиво/некрасиво”, а оперировать точным подходом, умением обосновать “красиво” не с точки зрения личного субъективного мнения, а с точки зрения реальных вещей, таких как потребность клиента, его целей, рынка и т.д. И честно говоря, с таким знанием можно зайти гораздо дальше, чем показать просто красивую картинку.
Совру, если не скажу, что тоже самое, что и начинающий специалист, только х20 :)
Добавлю еще умение слушать окружающих, прислушиваться к их потребностям и проблемам, уметь направить и объяснить доступным языком, быть готовым прийти на помощь и подтолкнуть к решению, научить видеть эти решения и использовать их, критично оценивать собственный действия, брать на себя ответственность, быть инициативным и не бояться ошибиться.
И конечно забыть фразу “я не знаю”, выучить “узнаю и расскажу”.
Сложно выделить что-то конкретное, то, чему бы я предала такое значение. Для меня огромной гордостью является мой отдел и его работа, это - мой проект.
Вспоминая как было в начале моего пути как редактора, и то, как все работает сейчас - это моя гордость. Я горжусь своими редакторами и их путем, горжусь тем, как выросли иллюстраторы и размножатели и шагают вперед на новые должности, какие решения принимают. И не в последнюю очередь горжусь теми продуктами, которые мы выпускаем, по которым видно, как мы растем и становимся лучше. Думаю именно этим должен гордиться арт-директор.
Сложно назвать конкретные источники, в какой то момент тебя начинает вдохновлять буквально все. От пейзажа за окном до случайной статьи о культуре какой-то страны. Вы можете в пол уха слушать новости и внезапно сопоставить их с ситуацией в отделе, увидеть случайный баннер и применить прием в каком-то продукте, купить молоко и словить идею нового продукта. Сказывается привычка анализировать все что тебя окружает. Не все идеи приходят из статей, книг, дизайнерских ресурсов и подобного, в начале - да, но чем дальше, тем шире смотришь на все, что тебя окружает и внезапные идеи могут родиться во время похода за хлебом.
Есть один интересный подход, который я часто использую. Слыша какую-то новость, видя интересную картинку, читая статью или книгу, я всегда отмечаю все, что мне нравится - приемы/подходы как в отношении визуала, так и в отношении решений различных ситуаций, дальше начинаю размышлять почему мне это понравилось, чем зацепило, искать причины, а после свой вывод “примерить” на ситуацию/иллюстрацию. Приводит к очень интересным открытиям.
Чтение научно-популярной литературы, статей, держать в курсе события в мире, следить за художниками, компаниями, читать об их опыте(часто прикидываю как бы поступала в тех или иных случаях, что бы изменила). В целом это процесс смежный с поиском свежих идей и вдохновения, и чем то очень с ними схож. Я бы назвала это состоянием ребенка, который знакомится с миром, узнавая все новые факты из абсолютно разных источников. Часто ловлю себя на том, что знаю 100 рандомных фактов, сначала не понимаю зачем их знаю, а в последствии нахожу им применение в собственной работе.
Мой главный способ - быть любопытным, интересующимся, вы никогда не знаете, какой из 100 рандомных фактов станет решением.
Быть любопытным, не довольствоваться поверхностными фактами. Если что-то в вашей работе вас не устраивает, кажется сырым, недоработанным, “некрасивым” - думайте что, будьте ученым, который смотрит в суть, ищите примеры, попробуйте 10-15-20 вариантов на основе своего анализа. Если редактор дал правку по вашей работе - старайтесь понять почему, выделить основные особенности, что конкретно изменится после внесения, на что обратить внимание в следующий раз.
Цените ваше время, научитесь им распоряжаться и контролировать его, не делайте пустых выпадов, лучше потратить 10 минут на анализ и сделать один раз, чем потратить час на рандомные решения.